​Учение с развлечением. Лозовенко С.В.

STEM образование 16 октября 2018 г., 2:39

Учение с развлечением. Лозовенко С.В.

С.В. Лозовенко - sergeyloz@rambler.ru,

к.п.н., МПГУ ,

МБОУ лицей № 1501, г. Москва

Большинство людей посчитают фантастикой, если им сказать, что дети могут увлечённо заниматься естественными науками. И не в холодные, пасмурные дни, а летом! Таким же скептиком был и я, до тех пор пока три года назад не попал на летнюю смену научно-образовательного лагеря ЛАНАТ. И теперь каждый год приезжаю сюда. Эта площадка является наилучшим примером реализации в России развивающегося сейчас во всем мире направления STEM-образование (Science-Technology-Engineering-Mathematics). Это естественные науки, технология, инженерное искусство, математика, то есть дисциплины, которые становятся самыми востребованными в современном мире. Так что не удивительно, что сегодня это один из основных трендов в мировом образовании.

Летняя школа проводится уже пять лет большой командой из преподавателей, выпускников и студентов лучших российских вузов: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана и МФТИ. Основная цель этой смены - дать возможность школьникам со всей России окунуться в научно-исследовательскую работу, помочь им выработать навыки проектной деятельности, публичных выступлений и самостоятельности, которые, несомненно, важны для любого специалиста. Хотя исследовательские проекты выполняются школьниками, среди них есть довольно сложные, часто требующие наряду с теоретическими знаниями упорства, сосредоточенности и навыков экспериментальной работы. И пусть порой ребята не открывают чего-то принципиально нового, всё равно любое самостоятельное исследование - первый шаг к приобретению осмысленных знаний.

Как же построена работа в лагере? Прежде чем дать возможность ребятам определиться с тематикой своей работы, с ними несколько дней проводят занятия по широкому спектру дисциплин естественнонаучного и инженерного циклов. Весь лагерь разбивается на несколько потоков: физико-математический (физика, программирование, цифровые лаборатории, астрономия) инженерный (инжиниринг, электроника, конструирование) химико-биологический (химия и биология развития) младший (информатика, занимательная математика, физика и химия).

Наряду с традиционными дисциплинами каждый год появляются новые. Так, например, в 2015 г. на физико-математическом потоке появились новые курсы «Интернет вещей» и «LabVIEW», посвящённые программированию плат Intel Edison и Intel Galileo, а также распознаванию графических образов в среде LabVIEW. Юные биологи занимались исследованием обитателей Москвы-реки на курсе «Основы биоиндикации».

Я вот уже три года преподаю в лагере курс «Цифровые лаборатории Vernier». Как известно, физика - экспериментальная наука. Цифровая лаборатория на базе датчиков Vernier позволяет диагностировать состояние исследуемого объекта. Данные эксперимента обрабатываются и выводятся на экран в реальном масштабе времени и в рациональной графической форме в виде численных значений, диаграмм, графиков и таблиц. Основное внимание исследователя при этом сосредотачивается не на сборке и настройке экспериментальной установки, а на проектировании вариантов проведения эксперимента, накоплении данных, их анализе и интерпретации, формулировке выводов. Задача курса - обучить школьников делать открытия, изучая известные и неизвестные им явления с использованием цифровой лаборатории Vernier. Причём лаборатория является действительно естественнонаучной, то есть позво, ляет проводить исследования и по физике, и по биологии, и по химии, что даёт возможность делать интегрированные проекты.

После непродолжительного погружения в предметы своего направления дети выбирают спецкурсы, на которых до окончания смены занимаются работой над своим проектом. Поскольку смена короткая и для достижения результата требуется серьёзная концентрация усилий, каждый участник школы ходит только на один спецкурс.

Большая часть проектов спецкурса «Цифровой лаборатории Vernier» в 2015 г. была посвящена теме «Альтернативные источники энергии». Современные наиболее используемые источники электроэнергии (гидро-, тепло- и атомные электростанции) не экологичны. Альтернативная энергетика, построенная на использовании возобновляемых источников энергии, может стать той путеводной звездой, которая определит социально-экономическое устойчивое развития России. И начинать можно с малого. С дома, в котором ты хочешь жить в будущем. В лаборатории участники летней школы делали проекты «Экодом, какой он должен быть?», «Солнечная энергетика», «Солнечный коллектор», «Энергия из водяной трубы». Ещё в трёх проектах дети изучали различные виды излучений и их влияние на человека: «Естественное и искусственное освещение», «Ультрафиолет: полезно или опасно?», «Флуоресценция и флуоресцентный метод исследования химических и биологических веществ».

В конце смены, уже по традиции, проводится отдельная конференция для проектов, в которых ребята использовали цифровое оборудование. Обычно это около двадцати работ по физике, химии, биологии и робототехнике. Участники выступают перед жюри с устными презентациями. Все доклады бывают очень интересными и вызывают много вопросов. Лучшими в 2015 г., по мнению комиссии, были признаны две работы: проект Ивановой Екатерины «Возможности автоматизации промышленного производства полимерных материалов» под руководством преподавателя Александры Малашихиной (занимательная химия) и проект Милитицкой Маши «Ультрафиолетовое излучение» под моим руководством. Надо заметить, что Маша, к моменту приезда в лагерь закончила только 4-й класс. И этот пример не единичный. Так, в 2014 г. проекты пятиклассников Пугачёва Кости «Моделирование аварийных транспортных каналов для съездов автотранспорта при отказе тормозов» и Клеймёнова Максима «Охлаждение жидкостей. Эффект Мпембы» (Работа отмечена на конкурсе «Учёные будущего-2014» дипломом IV степени в секции «Физика». Опубликована в журнале «Физика. 1 сентября» № 5-/2015) были представлены на престижном конкурсе «Учёные будущего». Этот конкурс проводится МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках Всероссийского фестиваля науки и аффилирован со Всемирным смотром-конкурсом научных и инженерных достижений школьников Intel®ISEF.

Милитицкая Маша (5-й класс).

"Ультрафиолетовое излучение"

Кобзева Ульяна (7-й класс).

"Теплоизоляция различных материалов"

Клеймёнов Максим (7-й класс).

"Энергия из водяной трубы"

Жак Дарья (8-й класс).

"Инфракрасный термометр"

Боднарчук Андрей,

Айрапетян Михаил (6-й класс).

"Исследование работы солнечных коллекторов"

Сидоров Михаил,

Коберидзе Георгий (8-й класс).

"Солнечная энергетика"

Надо отметить, что ребята в лагере занимаются не только наукой, но и участвуют в большой культурной программе. Ведь в STEM-образовании активно развивается и креативное направление, включающее творческие и художественные дисциплины. Потому что будущее, основанное исключительно на науке, вряд ли кого-то обрадует. Кстати, о необходимости сочетания науки и искусства писали и мыслители средневековья, и китайские математикипросветители XI в., и Леонардо да Винчи. Позднее этого мнения придерживались многие европейские философы и психоаналитики (в частности, К. Юнг).

Турченко Роман и Кайгородов Константин

Как известно, почти все изобретатели и учёные были также музыкантами, художниками, писателями или поэтами: Галилей - поэтом и литературным критиком, Эйнштейн играл на скрипке, Морзе был художником-портретистом.

Боднарчук Андрей и Айрапетян Михаил на занятии, которое ведёт Сергей Владимирович Лозовенко - учитель физики высшей квалификационной категории, к. п. н., Почётный работник образования, окончил МГПИ им. В.И. Ленина в 1990 г., педагогический стаж 26 лет.

Вышеупомянутый Максим Клеймёнов в летней смене прошлого года показал виртуозную игру на синтезаторе и использовал компьютерные программы для создания музыкальных произведений. Что ещё раз подтверждает тезис, что «талант человека проявляется во всех сферах».

Ребята в лагере ЛАНАТ занимаются и наукой, и творчеством, и спортом. Поэтому такая форма организации летнего отдыха даёт возможность раскрыть и научный, и творческий потенциал детей.

Теги: Nanometer 0


Станьте первым!

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!